Как же тогда люди должны относиться к чудесам, а в особенности к тем, о которых говорится в Библии? Содержит ли космос, царство природы, место для сверхъестественного?
Ответы науки на данные вопросы обычно сводятся к утверждениям, что чудеса невозможны. Вот уже около двухсот лет множество ученых и философов придерживаются мнения, что никаких свидетельств не хватит, чтобы подтвердить факт чуда.
Событие, не имеющее ясного натуралистического объяснения, обычно, описывают следующими способами:
— наблюдения были неполными или ошибочными;
— необъяснимые явления могут быть обусловлены не сверхъестественными силами, а недостаточным пониманием природных процессов;
— ссылаясь на статистический характер естественных процессов, крайне необычное явление иногда объясняется статистически маловероятным стечением обстоятельств без вмешательства сверхъестественного.
Данные способы рационализации обеспечивают истолкование важными и, несомненно, обоснованными ограничениями. Возможно, многие предположительные чудеса могут быть законно оспорены по одному или другому пункту, да и современная техника, безусловно, была бы отнесена нашими праотцами к сверхъестественному. Помимо того, всем известно о ненадежность свидетелей, даже тех которые видели все своими глазами, когда они стараются восстановить в памяти события, которые происходили в атмосфере подозрительности или тревоги.
Однако не следует сомневаться, что в Библии описываются реальные чудеса! Например, в Евангелии от Иоанна людям нужно было через семь великих чудес уверовать, что Иисус является Сыном Божиим (Ин. 20:30-31). Сходным образом Господь подтверждал слова апостолов при помощи «знамений и чудес» перед тем, как Слово Его было записано (Евр. 2:3-4).
Последним наблюдением подкреплен вывод о единообразии природы нынешнего космоса. У сверхъестественного может быть громадная свидетельская ценность, только если с ним не часто сталкиваются — так редко, что попадает за грань указанных выше способов рационализации. Чудеса, повторяющиеся по желанию кого — либо или вызываемые магическими действиями или заклинаниями, в силу своего характера принадлежат к сфере эмпирических знаний и, следовательно, не истинные чудеса.


Какая из категорий Вам нравится?